Европротокол после 01.10.2019, консультация для НТВ "Главная дорога"

  • Дмитрий Б.
  • Дмитрий Б. аватар Автор темы
  • Не в сети
  • Руководитель юрфирмы
  • Руководитель юрфирмы
Больше
3 мес. 5 дн. назад - 2 мес. 1 нед. назад #583 от Дмитрий Б.
Ко мне обратились представители НТВ "Главная дорога" с просьбой дать пояснения в части применения Европротокола при оформлении ДТП после 01.10.2019, в том числе, небольшое интервью.



Давайте разбираться B)

С 1 октября 2019 года вступают в силу «отложенные» статьи закона об ОСАГО.По всей территории РФ при использовании «европротокола» водители теперь могут рассчитывать на максимально возможное возмещение по ОСАГО в размере до 400000 рублей. Но только при условии фиксации координат ДТП с помощью установленной на автомобиле аппаратуры «ЭРА-ГЛОНАСС» или специального мобильного приложения – «ДТП. Европротокол».

Вот справка к редакции Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от специалистов СПС "Консультант Плюс", редакция вступает в силу 01.10.2019 и действует по 30.10.2019.
ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ]

Таким образом, речь идет о подпункте "в" пункта 1, пунктах 4, 6 и абзаца первого пункта 8 статьи 11.1, а также в части признания утратившим силу пункте 5 статьи 11.1, а также пункте 6 статьи 11.1, эти изменения вступают в силу с 1 октября 2019 года.
Вот эти изменения:
1) в подпункт "в" пункта 1 статьи 11.1.
ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ]

2) пункты 4, 6 и абзац первый пункта 8 статьи 11.1.
ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ]

Правда ли, что в случае, если у водителей имеются разногласия, но нет специального приложения и их автомобили не оборудованы системой «ЭРА-ГЛОНАСС», заполнять «европротокол» не имеет смысла?

Да, смысла не имеет, так как не соблюдены обязательные условия для использования "европротокола".
Чтобы оформить "европротокол" должно быть среди прочего:
1) если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением ТС в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений ТС не вызывают разногласий участников ДТП и тогда возможно оформление "европротокола" для получения страхового возмещения в пределах страховой суммы - 400 000 руб.;
2) либо при наличии таких разногласий, "европротокол" оформляется в целях получения потерпевшим страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей.
Причем, в обоих случаях, данные о ДТП должны быть зафиксированы его участниками и переданы в АИС обязательного страхования, одним из следующих способов: через систему «ЭРА-ГЛОНАСС» либо с использованием программного обеспечения, соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
У вас нет разрешения на доступ к этой странице.

Бумажный «европротокол» с разногласиями, без использования приложения = автоматический отказ в страховом возмещении?

Да, насколько я могу судить о новых нормах закона, оформление "европротокола", если участники ДТП решили заполнить бумажный бланк извещения о ДТП при наличии разногласий, они также должны воспользоваться либо системой «ЭРА-ГЛОНАСС», либо программным обеспечением, предусмотренным законодательством, в частности, "ДТП.Европротокол" от РСА. Если это требование не соблюдено, то в страховой компании потерпевшего ждет автоматический отказ в выплате страхового возмещения, что касается финансового уполномоченного и судебных органов власти, то их позиция будет озвучена со временем, тут всегда могут быть самые разные трактовки закона, так что стоит подождать пол года или год и посмотреть, какая практика по данному вопросу будет иметь место в судах.

«Европротокол» заполняется обоими участниками ДТП. В отношение приложения действует то же правило: воспользоваться им должны оба водителя. Но разработчики приложения оставили возможность рассмотрения фотографий и координат из одного источника, хотя в законе сказано «участников ДТП», во множественном числе. Страховые компании говорят, что примут документы даже в том случае, если приложением воспользовался только один из водителей. Но может ли это служить основанием для отказа в выплате? Или снижения порога выплаты до 100000 р?

Полагаю, что самое разумное для потерпевшего это заполнить вместе с виновником извещения о ДТП на бумаге, где будет написано, что виновник признает вину и соглашается с перечисленными потерпевшим повреждениями его ТС в ДТП (соглашается с объемом причиненного им ущерба). После чего если есть техническая возможность обоим участникам воспользоваться программным обеспечением, то лишним это не будет. Хотя если им воспользуется только один участник (к примеру, потерпевший), полагаю, что и этого будет достаточно, при наличии юридически грамотно заполненного и подписанного обоими участниками ДТП бумажного извещения о ДТП. Однако, лучше не рисковать и не создавать здесь возможность для отказа в выплате страхового возмещения. Основанием для отказа в выплате страхового возмещения на практике может служить что угодно, вопрос в том, как потом к такому отказу отнесется финансовый уполномоченный и судебные органы государственной власти. Будет ли признан такой отказ незаконным или нет. Практика в связи с изменениями закона еще не сложилась, нужно подождать, пока появятся такие прецеденты в судах. Что касается снижения порога выплаты до 100 000 руб., то он возможен только если не будет грамотно оформлено отсутствие разногласий у участников ДТП, к примеру, из документов (бумажных или электронных) не следует факт признания вины одним из участников ДТП, а виновник в дальнейшем (к примеру, когда водители все оформили и разъехались), начнет спорить по обстоятельствам данного ДТП и оспаривать свою вину по праву (не виноват в ДТП) или по размеру (не причинял ущерб в какой-то части, например, не повреждал передний бампер, а он указан как поврежденный в ДТП) либо не использована система «ЭРА-ГЛОНАСС» или фиксация программным обеспечением, - при отсутствии разногласий у участников ДТП.

Если данные, собранные в приложении, будут повреждены/утеряны страховой компанией, может ли она на этом основании отказать в выплате? Можно ли оспорить такое решение? Каким образом?

Отказать может, законно нет. В Федеральном законе от 25.04.2002 N 40-ФЗ об этом прямо сказано в абзаце 4 пункте 6 статьи 11.1.
ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ]
Оспорить можно и нужно, в общем порядке. Сначала подача претензии в страховую компанию, потом жалоба к финансовому уполномоченному, далее, иск в суд.

Обязаны ли по закону сотрудники ДПС выехать на место ДТП, если водители отказываются самостоятельно заполнить бланк извещения о ДТП?

Отказ участников ДТП от самостоятельного заполнения бланка извещения о ДТП никак не влияет на сотрудников ГИБДД и не имеет к ним никакого отношения, так как выезд сотрудника ГИБДД на место ДТП не связан с правоотношениями между водителями, хотя, в отдельных случаях, такой выезд возможен, и даже, необходим.
Обратимся к п. 2.5. Правил дорожного движения РФ
ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ]
Как видно из текста, водитель при ДТП не должен вызывать сотрудников ГИБДД и сообщать им о ДТП. Ситуация меняется, если в результате ДТП есть пострадавшие, тогда действует уже п. 2.6. Правил дорожного движения РФ, а водитель, причастный к ДТП должен вызвать и ожидать сотрудников полиции.
ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ]

Если в результате ДТП вред причинен только имуществу, то обратимся к абзацу 2 и 3 пункта 2.6.1. Правил дорожного движения РФ .
ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ]
Обратимся снова к законодательству об ОСАГО, что там сказано о необходимости оформления документов о ДТП, в частности, все в той же ст. 11.1 Закона в новой редакции, вступающей в силу с 01.10.2019.
ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ]

Теперь давайте посмотрим, что сказано в пункте 3.6. Положения Банка России от 19.09.2014 N 431-Пт "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" .
ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ]

Таким образом, если водители ТС, участники ДТП, не могут соблюсти требования законодательства об ОСАГО в части "европротокола", но потерпевший претендует на получение страхового возмещения по ОСАГО, то участникам ДТП следует сообщить о случившемся ДТП в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления ДТП. Что касается выезда сотрудника ГИБДД на место ДТП, то решение о таком выезде принимает дежурный, что прямо сказано в пункте 266 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664 , но уж никак не сами водители (участники ДТП).
ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ]

Каков теперь порядок оспаривания решений страховой компании? Нужно ли обращаться к финансовому омбудсемну? Нужно ли писать досудебную претензию? Можно ли пойти сразу в суд?

Позволю себе ответить на эти вопросы ссылками на отличный материал по теме, в частности, на статью "Если не удалось договориться с автостраховщиком: ваши действия" и на статью "Как омбудсмен поможет при споре по ОСАГО" :cheer:


Имеет ли смысл составлять «европротокол», если ущерб, нанесенный транспортному средству в ДТП, явно превышает 400 тысяч рублей?

Нет, это означает для потерпевшего фактически согласиться с тем, что ущерб будет возмещен потерпевшему исключительно страховой компанией в пределах лимита страховой суммы 400 000 руб. С виновника, в таком случае, уже ничего взыскать будет нельзя!
Данный вопрос регламентирован на уровне правовой позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в определении Конституционного Суда РФ от 13.02.2018 N 117-О .
ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ]
Возможно, что при использовании системы «ЭРА-ГЛОНАСС», либо с использованием программного обеспечения, соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, данная регламентация претерпит какие-либо изменения, и в будущем "европротокол" не будет означать факт невозможности взыскания с виновника ДТП ущерба, причиненного им потерпевшему и не покрытого полностью договором ОСАГО по факту.
Но в настоящий момент практика такова, что при "европротоколе" с виновника ДТП ничего взыскать нельзя!

Как быть в таком случае и с кого требовать возмещение ущерба?

Если речь идет о "европротоколе", то весь ущерб возмещает страховая компания в пределах лимита и "страхового покрытия" с учетом законодательства об ОСАГО. Если ДТП оформлено без использования "европротокола", то весь имущественный ущерб в пределах лимита возмещает страховая компания по ОСАГО, а сверх "страхового покрытия" по ОСАГО, - возмещает виновник ДТП. Если у виновника оформлен полис дополнительного страхования автогражданской ответственности (ДСАГО), то он возмещает весь ущерб, сверх "страхового покрытия" по ОСАГО и ДСАГО, например, ущерб на 1 500 000 руб., ОСАГО покрывает 400 000 руб., ДСАГО покрывает еще 1 000 000 руб., тогда "остаток" в размере 100 000 руб. взыскивается с виновника ДТП, что регламентировано ст. 1072 ГК РФ.
ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ]
Причем, следует учитывать, что виновник ДТП возмещает ущерб потерпевшему без учета износа (правовая позиция из постановления Конституционного Суда РФ от 10.03.2017 N 6-П ). А договор ДСАГО может предусматривать различные условия в этой части, - входит ли возмещение износа в "страховое покрытие" договора ДСАГО или нет. Тут все индивидуально, так как это добровольный вид страхования!

Что будет предпочтительно использовать в суде: данные АИС ОСАГО по «европротоколу» или схему ДТП и составленные инспектором ДПС документы?

Это зависит от того, насколько качественно собраны данные АИС ОСАГО, либо насколько грамотно оформлен материал о ДТП сотрудниками ГИБДД. Тут, опять же, все индивидуально. Я бы не советовал связываться с "европротоколом" тем автомобилистам, которые ранее не оформляли его и попали в ДТП с приличным для них размером ущерба. Оформить ДТП в общем порядке с привлечением сотрудников ГИБДД это надежно и проверено временем, а шанс наделать ошибок с "европротоколом" всегда велик, особенно, если ранее водители его не использовали или, как с 01.10.2019, нужно применять внешние технические устройства, что повышает риск ошибки в оформлении (хотя бы по причине технического сбоя).Ошибка может привести к отказу в выплате страхового возмещения по ОСАГО. Стоит ли рисковать? Кроме того, при использовании "европротокола" потерпевший уже не сможет предъявить требования к виновнику ДТП по возмещению того ущерба, который не был "покрыт" выплатой страхового возмещения по ОСАГО. Таким ущербом могут быть, к примеру, расходы на установку новых запчастей на ТС при ремонте. Если выплата страхового возмещения при оформлении "европротокола" по ОСАГО осуществляется в денежной форме с учетом износа, то взыскать с виновника "износ" у потерпевшего уже не получится.

Помогут ли в суде фотографии с места ДТП и при каких условиях суд их примет в качестве доказательства?

Руководствуясь ст. 67 ГПК РФ , "суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств." Суд примет фотографии с места ДТП, если сторона, ходатайствующая об их приобщении в качестве доказательств, сможет обосновать, что они получены без нарушений закона и имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Как правило, проблем с приобщением фотографий с места ДТП в качестве доказательств у сторон судебного разбирательства не возникает. Фотографии могут сыграть свою роль при производстве судебных экспертиз, помочь при допросе в судебном заседании свидетелей ДТП, а также могут быть использованы как элемент доказывания обстоятельств ДТП в рамках правовой позиции по делу.


Ночью над нами пролетел самолёт,
Завтра он упадёт в океан,
Погибнут все пассажиры.
Завтра где-то, - кто знает, где? -
Война, эпидемия, снежный буран,
Космоса чёрные дыры...
Вложения:
Последнее редактирование: 2 мес. 1 нед. назад пользователем Дмитрий Б..

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.528 секунд